По линии миграции

Относится ли осуждение иностранного гражданина за совершение преступления на территории Российской Федерации к числу обстоятельств, свидетельствующих о наличии реальной угрозы общественному порядку? Является ли осуждение основанием для принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации?

Осуждение иностранного гражданина за совершение преступления на территории Российской Федерации относится к числу обстоятельств, свидетельствующих о наличии реальной угрозы общественному порядку, и является основанием для принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации. Наличие у такого лица семейных связей на территории Российской Федерации или его нежелание покидать территорию Российской Федерации не имеет существенного значения, так как в данном случае следует исходить из приоритета интересов большинства населения государства (определения Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2018 г. № 29-КГ17-6 и от 21 февраля 2018 г. № 13-КГ17-11).

О привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание в исправительных учреждениях

Статьей 37 Конституции Российской Федерации установлено, что труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду (часть 1), принудительный труд запрещен (часть 2).

Согласно подпункту 2 пункта 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, утвержденных Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 года, все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными врачом.

При этом Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Комитетом министров Совета Европы 11 января 2006 г., предусмотрено, что труд в пенитенциарном учреждении следует рассматривать в качестве позитивного элемента режима содержания заключенных (правило 26.1).

Конвенция Международной организации труда от 28 июня 1930 г. № 29, являющаяся в силу статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации (часть 4), относительно принудительного или обязательного труда устанавливает, что работа, требуемая от лица вследствие приговора суда и проводимая под надзором и контролем государственных органов, не подпадает под понятие принудительного труда (подпункт «с» пункта 2 статьи 2).

Частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК) установлено, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

Пунктом 3 статьи 10 УИК закреплено, что осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) регламентировано, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. При этом какие-либо ограничения или особенности привлечения к труду иностранных граждан, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в Федеральном законе № 115-ФЗ не установлены.

Трудовые отношения лиц, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы, в том числе иностранных граждан, с администрацией исправительных учреждений носят специфический характер, который заключается в том, что привлечение к труду осуществляется не по их волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.

В то же время уголовно-исполнительное законодательство не содержит каких-либо особенностей привлечения иностранных граждан к труду, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы.

С учетом изложенного общий порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, предусмотренный Федеральным законом № 115-ФЗ, на иностранных граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, не распространяется.

Сколько времени иностранный гражданин должен прожить в Российской Федерации до получения вида на жительство? Когда иностранный гражданин должен обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство?

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину по его заявлению в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований.

Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД России не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

С учетом того, что срок  рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство в соответствии с действующим законодательством составляет 6 месяцев, иностранные граждане вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство, прожив 6 месяцев по разрешению на временное проживание.

На какой срок выдается вид на жительство? Можно ли по окончании срока действия вида на жительство его продлить или вид на жительство необходимо получать заново?

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет.

По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган МВД России не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на пять лет.

Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

При этом для отдельных категорий иностранных граждан существуют исключения из общих правил.

Так, вид на жительство, оформляемый иностранному гражданину как высококвалифицированному специалисту, и вид на жительство, оформляемый члену семьи указанного иностранного гражданина, выдаются на срок действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированного специалиста, и продляются в день их обращения в территориальный орган МВД России на срок действия разрешения на работу.

Иностранным гражданам, признанным носителями русского языка в соответствии со 331 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» вид на жительство выдается на три года и продлению не подлежит.

Иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и ставшим участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членам их семей, переселившимся совместно с ними в Российскую Федерацию (далее – Государственная программа), вид на жительство выдается на срок действия свидетельства участника Государственной программы.

В течение какого срока постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации?

В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган МВД России по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство лично или в установленном порядке почтовым отправлением.

Например, если вид на жительство был выдан иностранному гражданину в 2017 году, первоначально уведомление о подтверждении своего проживания он должен подать в территориальный орган МВД России до конца 2018 года. Следующее уведомление ему необходимо будет подать до конца 2019 года.

Правила подачи иностранным гражданином уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, а также форма уведомления о подтверждении проживания иностранного гражданина в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. № 21 «Об утверждении Правил подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации».

 

Сколько времени иностранный гражданин должен прожить в Российской Федерации по виду на жительство, чтобы приобрести гражданство Российской Федерации в общем порядке?

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если они проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно.

Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года.

Пятилетний срок проживания на территории Российской Федерации может быть сокращен до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

предоставление политического убежища на территории Российской Федерации;

признание беженцем.

Требуется ли уведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации о заключении и прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами государств-членов ЕАЭС?

Трудовая деятельность граждан государств-членов ЕАЭС на территории Российской Федерации осуществляется в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее – Договор о ЕАЭС).

Пунктом 4 статьи 97 Договора о ЕАЭС установлено, что трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений Договора о ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Данная норма применяется в отношении всех категорий иностранных граждан, в том числе осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов.

Предусмотренная пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязанность работодателя или заказчика работ (услуг) по уведомлению о заключении (расторжении) трудового договора с иностранным работником, не затрагивает права трудящихся-мигрантов, носит уведомительный, а не разрешительный характер.

Необходимо ли работодателю или заказчику работ (услуг), заключившему с высококвалифицированным специалистом трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), в соответствии с которым планируется осуществление трудовой деятельности на территории двух и более субъектов Российской Федерации, уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) такого договора каждый территориальный орган МВД России, где иностранный гражданин будет осуществлять трудовую деятельность?

Порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации определен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Вместе с тем отмечаем, что действующим законодательством не предусмотрено представление работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающим иностранного гражданина в качестве высококвалифицированного специалиста, таких уведомлений в каждом субъекте Российской Федерации, где иностранный гражданин планирует осуществлять трудовую деятельность.

Требуется ли иностранному гражданину государства-члена ЕАЭС получение разрешения на работу в качестве высококвалифицированного специалиста в целях осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации?

Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Так, трудовая деятельность граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Киргизской Республики на территории Российской Федерации осуществляется в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее – Договор о ЕАЭС).

Согласно положениям статьи 97 Договора о ЕАЭС работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена союза привлекают к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов союза без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

В этой связи, выдача разрешений на работу гражданам государств-членов ЕАЭС повлечет за собой нарушение международных обязательств Российской Федерации.

О регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания в апартаментах

В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г.
№ 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон) для регистрации по месту жительства (месту пребывания) гражданину Российской Федерации необходимо представить заявление о регистрации по месту жительства или месту пребывания установленной формы, документ, удостоверяющий личность, и документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием вселения в жилое помещение. При таком условии у органа регистрационного учета возникают правовые основания зарегистрировать гражданина по месту жительства или месту пребывания в заявленное жилое помещение.

С учетом используемого в Жилищном кодексе Российской Федерации понятия «жилое помещение» в Законе даны определения «место жительства» и «место пребывания».

Согласно статье 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения, перечень которых установлен статьей 16 Кодекса, соответственно вселение в них граждан и их последующая регистрация по месту пребывания и месту жительства производится только в такие помещения.

Территориальные органы МВД России, осуществляя правоприменительные функции в сфере регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, должны руководствоваться требованиями Закона, реализуемого с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, и обязаны принимать решения в рамках действующего законодательства.

Учитывая, что вопрос о возможности регистрации граждан по месту пребывания (месту жительства) необходимо рассматривать с учетом наличия для этого законных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до урегулирования на законодательном уровне правового статуса «апартаментов» и отнесения их к жилым помещениям, для регистрации граждан по месту пребывания (месту жительства) в апартаментах основания отсутствуют.

Предоставление адресно-справочной информации по обращениям физических и юридических лиц

В МВД России поступают обращения физических лиц и юридических лиц по вопросу предоставления адресно-справочной информации, вместе с тем в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом МВД России.

Порядок предоставления адресно-справочной информации регулируется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утвержденным приказом МВД России
от 30 сентября 2017 г. № 752.

Согласно Административному регламенту предоставления адресно-справочной информации для получения необходимой информации физическим лицам и юридическим лицам необходимо обращаться с соответствующим заявлением в письменном виде в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на районном уровне, либо с заявлением в форме электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

В ГУВМ МВД России поступают обращения, касающиеся выдачи недействительного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации

В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации и до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, Президентом Российской Федерации 13 марта 1997 г. издан Указ № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» (далее – Указ № 232).

Во исполнение Указа № 232 постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 утверждены Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, а также образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации (далее – постановление Правительства Российской Федерации, Положение).

Постановлением Правительства Российской Федерации было поручено Министерству внутренних дел Российской Федерации разработать образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта.

В соответствии с Положением выдача и замена паспортов производится территориальными органами МВД России по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом МВД России.

Данный порядок, а также технические требования к оформлению паспорта, в том числе и порядок заполнения реквизитов паспорта в настоящее время закреплены Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России
от 13 ноября 2017 г. № 851 (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 148 Административного регламента при заполнении реквизитов паспорта используются заглавные буквы и арабские цифры.

На основании пункта 164.1 Административного регламента начальник подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России проверяет полноту и правильность оформления паспорта, подготовленного к выдаче, после чего проставляет свою подпись ручкой черного цвета и печать подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России, оформившего паспорт в левом нижнем углу второй страницы бланка паспорта.

Подпись на второй странице бланка паспорта (в отведенном для этого месте) может проставлять только начальник (руководитель) подразделения по вопросам миграции или лицо, исполняющее обязанности начальника подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России, оформившего паспорт.

В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» МВД России переданы функции упраздненной ФМС России.

При этом МВД России разрешено до изготовления бланков, печатей и штампов нового образца, но не позднее 31 декабря 2017 года использовать бланки, печати и штампы упраздненной ФМС России (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции»).

Таким образом, бланки, печати и штампы упраздненной ФМС России использовались до издания соответствующих нормативных правовых актов МВД России (до 31 декабря 2017 года).

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2016 г. № 644 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» паспорта, оформленные на бланках паспорта, изготовленные до вступления в силу указанного постановления, действительны до истечения срока их действия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 и пунктом 7 статьи 11¹ Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в подразделениях по вопросам миграции территориальных органов МВД России организована работа по замене выданных с ошибками документов.

Таким образом, по вопросу замены паспорта в связи с обнаружением в нем ошибок, гражданин может обратиться в любое подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, либо подать заявление о выдаче (замене) паспорта в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портала государственных и муниципальных услуг (функций).

Временное ограничение права на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2003 г. № 273 установлен порядок подачи заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетних граждан Российской Федерации.

Заявление подается лично одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации (далее именуется – заявитель) в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту жительства (пребывания), либо в орган пограничного контроля, либо в дипломатическое представительство (консульское учреждение) Российской Федерации в случае, если заявитель постоянно проживает за пределами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в случае, если один из родителей заявит о своем несогласии на выезд из Российской Федерации своего ребенка, вопрос о возможности его выезда из Российской Федерации разрешается в судебном порядке.

При наличии вступившего в законную силу решения суда о возможности выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации заявление не рассматривается.

Применяется ли в настоящее время упрощенный порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации?

Упрощенный порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 г. № 690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке» распространялся на граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и обратившихся с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

В настоящее время прибытие граждан Украины в поисках убежища не носит экстренного массового характера и в отношении указанных лиц упрощенный порядок предоставления временного убежища не применяется.

Кто является членом семьи вынужденного переселенца?

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» к членам семьи вынужденного переселенца относятся проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.

В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.

Данное понятие имеет ряд признаков, таких как: названные лица (супруг (супруга), дети, родители, родственники, нетрудоспособные иждивенцы вынужденного переселенца) должны проживать совместно с вынужденным переселенцем, иметь либо не иметь статус вынужденного переселенца и вести с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.

Понятие «ведение общего хозяйства» определено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (пункт 13). Понятия «супруг/супруга» следуют из части 2 статьи 10 Семейного кодекса Российской Федерации; «родители» – в статье 47 и части 1 статьи 137 Семейного кодекса Российской Федерации; «близкие родственники» – в статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации; к числу «нетрудоспособных иждивенцев» принято относить лиц, находящихся на длительном или постоянном материальном или денежном обеспечении со стороны других лиц (несовершеннолетние, инвалиды, пенсионеры). При этом если подтверждение статуса «супруг/супруга», «родитель», «несовершеннолетний» удостоверяется соответствующими документами, то установление факта нахождения на иждивении относится к компетенции суда в порядке гражданского судопроизводства (глава 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Также в судебном порядке особого производства (глава 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) членами семьи вынужденного переселенца могут быть признаны иные лица.

Вместе с тем при продлении статуса вынужденного переселенца следует учитывать, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения следует решать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно только проверки факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления судом фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.

Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление судом юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение (путем опроса) сотрудниками подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России при рассмотрении вопроса продления статуса вынужденного переселенца содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли лицо для проживания в жилом помещении как член семьи собственника или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Имеет ли значение размер жилой площади при продлении срока действия статуса вынужденного переселенца? Продлевается ли срок действия статуса вынужденного переселенца гражданам, имевшим жилье в период срока действия статуса вынужденного переселенца, при отсутствии его на период подачи заявления?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» (далее – Закон) срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при условии, что вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.

Отсутствие у гражданина на момент подачи заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца жилого помещения на каком-либо праве при доказанности наличия у него в период действия статуса вынужденного переселенца жилого помещения, с учетом положений пункта 5 статьи 5 Закона, основанием для продления статуса вынужденного переселенца не является.

Основания продления срока действия статуса вынужденного переселенца, установленные указанной нормой Закона, не предусматривают необходимость учета размера жилой площади, находящейся в собственности или на условиях социального найма у вынужденного переселенца. Данное утверждение соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 26 июля 2017 г. № 26-КГ17-4, от 25 апреля 2018 г.
№ 26-КГ18-1).

В целях реализации прав на улучшение жилищных условий, будучи обеспеченным жилой площадью менее учетной нормы, вынужденный переселенец вправе при наличии к тому правовых оснований обратиться в орган местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Какие категории иностранных граждан и лиц без гражданства могут подать заявление о выдаче вида на жительство, минуя стадию разрешения на временное проживание?

С заявлением о выдаче вида на жительство, минуя стадию получения разрешения на временное проживание, вправе обратиться следующие категории иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранные граждане):

высококвалифицированный специалист, осуществляющий трудовую деятельность в Российской Федерации в порядке, определенном статьей 132 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и члены его семьи (супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки);

гражданин Республики Беларусь;

иностранный гражданин, проживающий на территории Российской Федерации, у которого прекращено гражданство Российской Федерации;

иностранный гражданин, зарегистрированный по месту жительства на территории Российской Федерации, в отношении которого отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации;

иностранный гражданин, признанный носителем русского языка в соответствии со статьей 33¹ Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, признанный беженцем на территории Российской Федерации или получивший временное убежище на территории Российской Федерации и ставший участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637, и переселившиеся совместно с ним члены его семьи;

иностранный гражданин, который сам либо родственник по прямой восходящей линии, усыновитель или супруг (супруга) которого был подвергнут незаконной депортации с территории Крымской АССР;

родственник по прямой нисходящей линии, усыновленные дети или супруг (супруга) иностранного гражданина, который сам либо родственник по прямой восходящей линии, усыновитель или супруг (супруга) которого был подвергнут незаконной депортации с территории Крымской АССР;

иностранный гражданин и члены его семьи, которым Российской Федерацией предоставлено политическое убежище.

Когда постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин должен подавать уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации?

В соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

Подача данным иностранным гражданином уведомления осуществляется им лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность данного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также его вида на жительство.

Понятие «ежегодно» предполагает подачу уведомления о подтверждении проживания в Российской Федерации в течение каждого календарного года, следующего за годом получения вида на жительство. Так, при получении вида на жительство в 2016 году иностранный гражданин должен подать уведомление с 1 января по 31 декабря 2017 г. и далее ежегодно.

Правила подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации и форма уведомления о подтверждении проживания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г.
№ 21.

Как получить разрешение на временное проживание в Российской Федерации в пределах квоты?

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Категория иностранных граждан, которым может быть выдано разрешение на временное проживание без учета квоты перечислены в вышеуказанной статье Федерального закона.

Квота ежегодно формируется на основании предложений органов исполнительной власти с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

При отсутствии возможности выдачи иностранному гражданину разрешения на временное проживание в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации для одного субъекта, заявление может быть подано иностранным гражданином в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России другого субъекта Российской Федерации.

Какая категория иностранных граждан освобождается от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство?

Согласно статье 15¹ Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание или вида на жительство освобождаются:

1) недееспособные иностранные граждане или иностранные граждане, ограниченные в дееспособности;

2) иностранные граждане, не достигшие возраста восемнадцати лет;

3) иностранные граждане – мужчины, достигшие возраста шестидесяти пяти лет;

4) иностранные граждане – женщины, достигшие возраста шестидесяти лет;

5) иностранные граждане, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Российскую Федерацию;

6) иностранные граждане – высококвалифицированные специалисты и члены их семей, обратившиеся с заявлением о выдаче вида на жительство;

7) иностранные граждане, обратившиеся с заявлением о выдаче вида на жительство в связи с признанием носителями русского языка в соответствии со статьей 33¹ Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ
«О гражданстве Российской Федерации»;

8) иностранные граждане, являющиеся гражданами Союзного государства, образованного Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Нужно ли оформлять визу временно проживающего лица иностранному гражданину или лицу без гражданства, получившему разрешение на временное проживание в Российской Федерации? Порядок оформления указанной визы

Согласно статье 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон) иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранные граждане), получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и визы временно проживающего лица, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.

В соответствии со статьей 258 Федерального закона виза временно проживающего лица выдается иностранному гражданину территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел одновременно с выдачей разрешения на временное проживание на срок действия указанного разрешения.

Дополнительного обращения за оформлением визы временно проживающего лица не требуется.

Не требуется оформление визы временно проживающего лица, гражданам государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры (далее – Соглашения), предусматривающие безвизовый режим поездок (Азербайджан, Армения, Беларусь, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Украина, Узбекистан), и Соглашения, предусматривающие безвизовый въезд (выезд) для граждан, имеющих разрешение на временное проживание в Российской Федерации (Федеративная Республика Германия, Босния и Герцеговина, Республика Македония, Монголия, Республика Хорватия, Республика Польша, Республика Сербия, Итальянская Республика, Турецкая Республика, Черногория)

Также, согласно Указу Президента Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 977 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, проживающих в Латвийской Республике или Эстонской Республике», не требуется оформления визы лицу без гражданства, проживающему на территории Латвии и Эстонии.

Возможно ли продление учебной визы при завершении обучения на курсах русского языка для продолжения обучения без выезда из Российской Федерации?

С 11 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 493-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 17 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который установил возможность продления срока временного пребывания иностранного гражданина до окончания его обучения в той же либо иной образовательной организации по основной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, после завершения обучения на подготовительном отделении или подготовительном факультете федеральной государственной образовательной организации по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, без необходимости выезда за пределы Российской Федерации.

Что такое электронное приглашение, его преимущества? Где осуществляется оформление виз на основании электронных приглашений?

Положениями статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установлено, что приглашение на въезд в Российскую Федерацию может быть выдано в форме электронного документа (далее – электронные приглашения).

В целях реализации Федерального закона территориальные органы МВД России приступили к оформлению электронных приглашений на въезд в Российскую Федерацию.

При подаче ходатайства о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию приглашающей стороне предоставляется право выбора оформления приглашения либо на бланке установленной формы либо в форме электронного документа.

Оформление электронного приглашения возможно и при подаче ходатайства с использованием Единого портала государственных услуг.

Электронное приглашение имеет полную и краткую печатную форму.

Полная печатная форма электронного приглашения содержит сведения, предусмотренные пунктом 109 Административного регламента предоставления МВД России государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного приказом МВД России от 21 сентября 2017 г. № 735, и выдается приглашающей стороне.

Краткая печатная форма электронного приглашения содержит те же сведения, за исключением персональных данных иностранного гражданина в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ
«О персональных данных», и направляется на адрес электронной почты приглашающей стороны, которая впоследствии может быть направлена приглашаемому иностранному гражданину посредством сети Интернет.

Для получения визы иностранному гражданину достаточно предъявить в консульское учреждение или дипломатическое представительство Российской Федерации краткую печатную форму электронного приглашения.

Оформление электронных приглашений на въезд в Российскую Федерацию позволит сократить сроки получения визы.

В настоящее время оформление виз на въезд в Российскую Федерацию на основании электронных приглашений осуществляется во всех консульских учреждениях и дипломатических представительствах Российской Федерации.

Являются ли действительными документы о постановке на миграционный учет до истечения указанного в них срока постановки на учет, выданные до вступления в силу изменений в Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (до 08.07.2018), если адресом постановки на учет по месту пребывания по документам является адрес работодателя?

Закон обратной силы не имеет. В этой связи иностранным гражданам, поставленным на учет по месту пребывания до вступления в силу Федерального закона от 27 июня 2018 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», не требуется переоформление постановки на учет по месту пребывания.

Предполагается ли ввести переходный период для введения в действие Федерального закона от 27 июня 2018 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»?

Федеральный закон от 27 июня 2018 г № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» вступил в силу 8 июля 2018 года и подлежит выполнению. Переходный период не предусмотрен.

Правомерно ли внесение в свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в 2017 – 2018 г. сведений о членах его семьи, ранее не указанных в заявлении об участии в Государственной программе?

Правилами заполнения, замены, учета и хранения свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 817, не предусмотрено внесение в свидетельство участника Государственной программы сведений о членах его семьи, ранее не указанных в заявлении об участии в Государственной программе.

Согласно положению пункта 15 данных Правил в свидетельстве запрещается производить отметки и записи, не предусмотренные Правилами.

Отсутствие норм, регламентирующих однократность предоставления статуса участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в 2017-2018 г. (далее – Государственная программа).

Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2018 г. № 109 внесены дополнения в Государственную программу.

В частности, предусмотрено право соотечественников на повторное участие в Государственной программе при добровольном отказе от участия в Государственной программе, возврате понесенных государством затрат на предоставленные им государственные гарантии, установленные Государственной программой. При этом в целях исключения злоупотребления соотечественниками предоставляемым правом на повторное участие в Государственной программе оно ограничено однократностью.

Обращаем внимание, что должен быть добровольный отказ соотечественника от участия в Государственной программе. В случае аннулирования свидетельства участника Государственной программы, истечения срока действия свидетельства Российской Федерации данная норма не может быть применена.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России