По линии охраны общественного порядка

Где нельзя распивать спиртные напитки и какая грозит ответственность?

Перечень мест, в которых не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции, определен пунктами 2 - 3 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон). При этом согласно подпункту 7 статьи 2 Федерального закона алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Именно потребление (распитие) алкогольной продукции, а не использование потребительской тары от нее в местах, запрещенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей (часть 1 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В целях установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести, полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа МВД России или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение (пункт 13 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции").

В соответствии с законодательством у сотрудников полиции имеется достаточно полномочий для выяснения личности доставленного в служебное помещение территориального органа МВД России или подразделения полиции лица и в случае необходимости - его задержания. Категории лиц, которых полиция имеет право задерживать, указаны в пунктах 1 - 12 части 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции".

Согласно части второй статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при наличии данных, дающих основание подозревать лицо, личность которого не установлена в совершении преступления, оно может быть задержано и помещено в изолятор временного содержания (далее - ИВС).

Порядок содержания подозреваемых в ИВС закреплен в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Кроме того, в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О полиции" полиция вправе формировать и вести банки данных о гражданах, которые также позволяют установить личность задержанного. При необходимости может использоваться сравнение данных, представленных задержанным, с данными информационных баз, оценка соотношения названных лицом его фамилии, имени, отчества с имеющимися данными о месте его регистрации по месту жительства, а также иные методы установления личности задержанного, в том числе, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", и проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Имеет ли право народный дружинник осуществлять охрану общественного порядка самостоятельно без сотрудника полиции?

Федеральный закон "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон) имеет рамочный характер и устанавливает необходимые правовые основы участия граждан в охране общественного порядка (в том числе определяет принципы и формы участия, вопросы взаимодействия граждан с органами внутренних дел, применения физической силы народными дружинниками).

Детализация отдельных случаев участия граждан в охране общественного порядка (например, участие в мероприятиях по охране общественного порядка в присутствии сотрудников полиции или без них) не является предметом правового регулирования Федерального закона и должна определяться исходя из потребностей правоприменительной практики. В то же время необходимо обращать особое внимание на недопустимость участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью (часть 2 статьи 5 Федерального закона), а также отсутствие у граждан, участвующих в охране общественного порядка, полномочий по применению мер государственного принуждения.

Имеют ли право граждане участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка не по приглашению органов внутренних дел (полиции)?

Системный анализ положений Федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон) позволяет сделать вывод о том, что инициатива участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка может исходить как от самих граждан, так и органов внутренних дел. Окончательное же решение вопроса об участии граждан в конкретных мероприятиях по охране общественного порядка принимается органами внутренних дел исходя из потребности привлечения дополнительных сил и средств, а также необходимости реализации принципов приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт 3 статьи 4 Федерального закона), недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 6 статьи 4). Данное право органов внутренних дел не ставится под сомнение, поскольку обеспечение правопорядка в общественных местах является основным направлением деятельности полиции (пункт 6 части 1 статьи 2 Федерального закона  от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"), а граждане лишь оказывают им помощь.

Что делать гражданину, если соседи шумят ночью?

В соответствии со статьей 8 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002г. №43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» за действия (бездействие), создающие шум в помещениях, во дворах домов, на улицах в период, который отводится для сна и отдыха граждан, в пределах с 22 часов до 6 часов следующих суток за исключением действий, направленных на предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, выполнение неотложных работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан либо функционированием объектов жизнеобеспечения населения, предусмотрена административная ответственность.

Дела об административных правонарушениях рассматривают административные комиссии, а при их отсутствии – мировые судьи.

Для фиксации факта административного правонарушения гражданину необходимо позвонить в полицию и сообщить по телефону свои данные для выезда на место сотрудника полиции, который примет заявление на имя начальника отдела полиции и объяснение по факту произошедшего административного правонарушения, опросит соседей и правонарушителя, после чего собранные материалы будут направлены из отдела полиции в административную комиссию для решения вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности. В случае необходимости, гражданин может лично обратиться в дежурную часть полиции, где ему выдадут талон-уведомление о принятом заявлении. В талоне-уведомлении будет указан номер, за которым зарегистрировано заявление и дата регистрации. По данным реквизитам можно установить местонахождение заявления и какое по нему принято решение. По результатам рассмотрения из отдела полиции в адрес заявителя будет направлено уведомление о принятом решении. Чтобы узнать результаты рассмотрения материалов дела, гражданину необходимо обратиться в канцелярию соответствующей административной комиссии, куда были направлены из отдела полиции собранные материалы об административном правонарушении.

Контактные телефоны всех дежурных частей органов внутренних дел на территории Республики Марий Эл, по которым можно сообщить сведения о правонарушениях, связанных с нарушением тишины в ночное время:

УМВД России по г. Йошкар-Оле (8362) 68-33-02

Отдел полиции №2 УМВД России по г. Йошкар-Оле (заводская часть города) (8362) 68-03-50

Отдел полиции №3 УМВД России по г. Йошкар-Оле (заречная часть города) (8362) 68-03-49

МО МВД России «Волжский» (г. Волжск) (83631) 4-98-42

Отделение полиции №4 МО МВД России «Волжский» (Волжский район) (83631) 4-87-07

МО МВД России «Козьмодемьянский» (83632) 7-55-07

Отделение полиции №6 МО МВД России «Козьмодемьянский» (Юринский район) (83644) 3-21-02

ОМВД России по Звениговскому району (83645) 7-14-02

МО МВД России «Медведевский» (8362) 58-28-98

Отделение полиции №7 МО МВД России «Медведевский» (Оршанский район) (83641) 2-33-51

Отделение полиции №8 МО МВД России «Медведевский» (Килемарский район) (83643) 2-12-75

МО МВД России «Мари-Турекский» (83634) 9-33-52

Отделение полиции №9 МО МВД России «Мари-Турекский» (Параньгинский район) (83639) 4-11-02

ОМВД России по Моркинскому району (83635) 9-13-39

МО МВД России «Сернурский» (83633) 9-75-30

Отделение полиции №5 МО МВД России «Сернурский» (Куженерский район) (83637) 9-13-02

МО МВД России «Советский» (83638) 9-43-47

Отделение полиции №10 МО МВД России «Советский» (Новоторъяльский район) (83636) 9-11-03

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России