О признании заключения об установлении личности в части выводов об установлении гражданства незаконным

Дело № 2а-2514/2017 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 20 июня 2017 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Митьковой М.В.,

при секретаре Нурмухаметовой Р.Р.,

с участием административного истца Искендеровой А.М.к., представителя административного истца на основании ордера Гаджиева Р.Р., представителя административного ответчика МВД по РМЭ по доверенности Александрова А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Искендеровой А.Мазахир кызы к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании заключения об установлении личности в части выводов об установлении гражданства незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Искендерова А.М.к обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать заключение МВД по РМЭ от 12 мая 2017 года об установлении личности и принадлежности к гражданству в части выводов установления гражданства незаконным.

В обоснование заявленных требований указала, что в октябре 2007 года с матерью въехала на территорию Российской Федерации к отцу, который является гражданином Российской Федерации. По настоящее время проживает на территории Российской Федерации с родителями по свидетельству о рождении, обучалась в МОБУ «СОШ №». 14 февраля 2017 года обратилась с заявлением об установлении личности, после проведения проверки вынесено заключение о том, что Искендерову А.М.к. следует считать гражданской Республики Азербайджан. С данным решением не согласна, при обращении с заявлением ею представлены документы, подтверждающие ее проживание и обучение на территории РФ, справка из посольства Азербайджанской Республики. Гражданство Республики Азербайджан она не принимала, запись в заграничном паспорте матери была необходима ей для пересечения государственной границы между РФ и Азербайджанской Республикой в силу ее несовершеннолетия. Полагает, что на органы миграционного контроля возложены только полномочия по определению личности, вопрос о гражданстве в рамках данной процедуры не разрешается.

В судебном заседании административный истец Искендерова А.М.к. заявленные требования поддержала, указав, что была несовершеннолетней в момент въезда на территорию РФ, все вопросы, связанные с документами, решались ее родителями, на родину не собирается, поскольку все близкие у нее проживают в России.

Представитель административного истца на основании ордера Гаджиев Р.Р. в судебном заседании заявленные требования поддержал, указав, что факт отсутствия у Искендеровой А.М.к. гражданства подтверждается справкой из Азербайджанского консульства в РФ.

Представитель административного ответчика МВД по РМЭ по доверенности Александров А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на административный иск, указав, что заявитель путем предъявления указанного иска пытается иным способом получить гражданство РФ в ином порядке, в данном случае государственным органом факт гражданства не устанавливался, при въезде на территорию РФ органами миграционного контроля ФСБ России на основании представленных документов установлено гражданство Искендеровой А.М.к., данные которых внесены в базу.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы административного дела, материалы по заявлению Искендеровой А.М.к., показания свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 281 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства; иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Согласно ст. 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности. Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.

В соответствии с п. «а, б» ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» к лицам, в отношении которых определены условия и порядок приема в гражданство РФ, относятся, в частности: дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве; дееспособные дети лиц, указанных в пункте «а» настоящей части, достигшие возраста восемнадцати лет, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Судом установлено, что Искендерова А.М.к. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Азербайджан, на территории Российской Федерации проживает с 2007 года.

14 февраля 2017 года Искендерова А.М.к. обратилась в МВД по РМЭ с заявлением об установлении личности в соответствии со ст. 10.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан», целью установления личности указано получение гражданства РФ.

В связи с обращением Искендеровой А.М.к. должностными лицами МВД по РМЭ проведена проверка по установлению личности заявителя, в том числе в рамках которого проведена проверка принадлежности ее к гражданству.

Заключением об установлении личности и принадлежности к гражданству № от 12 мая 2017 года установлено, что Искендерова А.М.к. прибыла на территорию Российской Федерации в 2007 году по свидетельству о рождении, выданному 01 июня 2002 года отделом ЗАГС <адрес>Республики Азербайджан, а также на основании заграничного паспорта ее матери ФИО6 (гражданки Республики Азербайджан).

Требование административного истца об исключении выводов в части гражданства удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В рамках процедуры установления личности разрешаются и фиксируются в заключении выводы уполномоченного органа непосредственно по вопросу личности иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Таким образом, юридически значимым является установление в рамках данной процедуры вопроса гражданства/его отсутствия у данного лица, с целью определения его правового статуса.

В заявлении об установлении личности Искендерова А.М.к. указала, что не имеет никакого гражданства.

В ходе проверки установлено, что Искендерова А.М.к. является гражданкой Республики Азербайджан, что подтверждается свидетельством о рождении №, выданным 01 июня 2002 года отделом ЗАГС <адрес> Республики Азербайджан, в котором указана принадлежность ее родителей ФИО10. и ФИО6 к гражданству Азербайджана, по учетам ФМС России (АС ЦБДУИГ) Искендерова А.М.к. значится гражданкой Республики Азербайджан, национальным заграничным паспортом Республики Азербайджан матери заявителя ФИО6, в который Искендерова А.М.к. вписана, вклеена ее фотография и заверена печатью Главного Управления паспортной, регистрационной и миграционной работы МВД Азербайджанской Республики.

По результатам проведенной проверки МВД по РМЭ выдано заключение от 12 мая 2017 года, согласно которого личность Искендеровой А.М.к. установлена, она признана гражданкой Республики Азербайджан.

Кроме того, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Азербайджан от 30 сентября 1998 года № лицо, рожденное на территории Азербайджанской Республики или от граждан Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики. Лицо, одним из родителей которого является гражданин Азербайджанской Республики, является гражданином Азербайджанской Республики.

В соответствии со ст. 6 данного Закона документом, подтверждающим гражданство Азербайджанской Республики, является, в том числе, свидетельство о рождении.

В силу п. 3 ст. 3 Конвенции об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества Независимых Государств дети, родители которых проживают раздельно, сохраняют гражданство родителя, на воспитании которого они находятся, если по этому поводу не состоялось иного соглашения между родителями.

Из показаний допрошенной в судебном заседании свидетеля ФИО6 следует, что Искендерова А.М.к. родилась на территории Азербайджанской Республики, свидетельство о рождении на Искендерову А.М.к. оформлялось ее отцом ФИО7 в 2002 году, воспитанием дочери до 2007 года занималась она, какое-либо соглашение между родителями Искендеровой А.М.к. относительно ее гражданства не заключалось, каких-либо заявлений относительно отказа от гражданства в отношении Искендеровой А.М.к. она не подавала.

Показаниями свидетеля ФИО7 также подтверждается факт рождения и получения свидетельства о рождении Искендеровой А.М.к. в Республике Азербайджан и отсутствия какого-либо соглашения относительно ее гражданства между родителями.

Таким образом, указание в заключении об установлении личности принадлежности Искендеровой А.М.к. к гражданству Республики 
Азербайджан основано на объективных данных, в отсутствие какого-либо иного соглашения между родителями.

При этом суд исходит из того, что сведений о том, что Искендерова А.М.к. лишалась указанного гражданства, либо отказывалась от гражданства, суду не представлено.

Таким образом, достоверных данных, подтверждающих, что Искендерова А.М.к. не является гражданкой Республики Азербайджан, а является лицом без гражданства, материалы дела не содержат.

Справка, выданная консульским отделом посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации от 23 января 2017 года, согласно которой Искендерова А.М.к. не является гражданкой Азербайджанской Республики, опровергается приведенными выше доказательствами.

Оценивая представленные в материалах дела доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о соответствии вынесенного МВД по РМЭ заключения требованиям закона, в силу чего оснований для признания заключения от 12 мая 2017 года незаконным не имеется, требования Искендеровой А.М.к. удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 177, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Искендеровой А.М. к. к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о признании заключения об установлении личности в части выводов об установлении гражданства незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Йошкар-Олинский городской суд РМЭ в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья М.В. Митькова

Мотивированное решение

составлено 26.06.2017 года.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России